ПОСТАНОВЛЕНИЕ от «05» июня 2025 года № 51 «Об утверждении Плана подготовки к отопительному периоду 2025 – 2026 гг. Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района»

Cкачать: ms-word

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЛУЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я

РЕТЮНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От «05» июня 2025 года № 51

«Об утверждении Плана подготовки к

отопительному периоду 2025 – 2026 гг.

Ретюнского сельского поселения

Лужского муниципального района».

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», администрация Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить План подготовки к отопительному периоду 2025 – 2026 гг. Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района;

  2. Настоящее постановление подлежит опубликованию (обнародованию).

  3. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

Глава администрации

Ретюнского сельского поселения С. С.Гришанова

Утвержден

Постановлением №51 от 05.06.2025 г.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ОТОПИТЕЛЬНОМУ ПЕРИОДУ 2025-2026 ГГ..

РЕТЮНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ЛУЖСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Оглавление

1. Подготовка к отопительному периоду (ОЗП) 3

1.1. План подготовки к отопительному периоду 2025-2026 гг. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 3

1.2. О задачах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2025– 2026 гг. Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области 3

2. Требования по оценке готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии указанных в  «Правилах оценки готовности к отопительному периоду», утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103. 7

3. Правила оценки готовности к отопительному периоду (утв. приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103) 13

3.1. Общие положения 13

3.2. Порядок проведения проверки 14

3.3. Требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций 16

3.4. Требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии 18

3.5. Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований 19

4. Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115) 19

4.1. Подготовка к отопительному периоду 20

Подготовка к отопительному периоду (ОЗП)

План подготовки к отопительному периоду 2025-2026 гг. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Согласно Распоряжению Общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» (ООО «Петербургтеплоэнерго») №36 от 15.04.2025 «Об утверждении плана подготовки к отопительному периоду 2025-2026», в целях подготовки объектов теплоснабжения ООО «Петербургтеплоэнерго» (далее — Общество) и филиала Общества в Республике Карелия к прохождению отопительного периода 2025-2026, а также для обеспечения эффективного и надежного теплоснабжения потребителей в период прохождения отопительного периода 2025-2026 в соответствии с Правилами обеспечения готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.11.2024 № 2234 утвержден и введен в действие «План подготовки к отопительному сезону 2025-2026 гг. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» (Приложение № 1 к Распоряжению ООО «Петербургтеплоэнерго» №36 от 15.04.2025 г.) в том числе применительно к Ретюнскому сельскому поселению.

Графики подготовки к отопительному периоду 2025-2026 гг. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в том числе применительно к Ретюнскому сельскому поселению. представлены в Приложениях №1-11 к Плану подготовки к отопительному сезону 2025-2026 ООО «Петербургтеплоэнерго» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

О задачах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2025– 2026 гг. Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области

В соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 06 мая 2010 г. № 211-р «О задачах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области к осенне-зимнему периоду», в целях обеспечения своевременной подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района к бесперебойной работе в осенне-зимний период 2025– 2026гг.:

1. Руководствуясь Правилами подготовки и проведения отопительного сезона в Ленинградской области, утвержденными постановлением Правительства Ленинградской области от 19 июня 2008 года № 177:

1.1. Руководителям предприятий, организаций и учреждений, находящихся на территории Ретюнского сельского поселения, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности при проведении ежегодного профилактического ремонта обеспечить на территории Обеспечить на территории Ретюнского сельского поселения создание установленных пунктом 4.4. СанПин 4723-88 сроков отключения систем горячего водоснабжения теплоснабжающими и эксплуатирующими инженерные сети организациями при проведении ежегодного профилактического ремонта, а также требуемую категорию надежности электроснабжения социально значимых объектов.

1.2. Разработать и утвердить комплексные планы мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического и энергетического комплекса, объектов социальной сферы к отопительному сезону в соответствии с показателями статистического отчета по форме №1-ЖКХ (зима) к работе в осенне-зимний период 2025– 2026 годов с учетом итогов предыдущего отопительного сезона, уделив особое внимание анализу нарушений, допущенных при эксплуатации систем жизнеобеспечения, и обеспечению мер по пожарной безопасности и исполнению Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Утвержденные комплексные планы по подготовке объектов к работе в осенне-зимний период 2025– 2026 годов представить в администрацию Ретюнского сельского поселения.

1.3. Обеспечить к 15 сентября 2025 года готовность жилищного фонда, объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период 2025– 2026 годов с оформлением паспортов готовности жилищного фонда, объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период 2025– 2026 годов.

1. Руководителям теплоснабжающей организации ООО «Петербургтеплоэнерго»:

1. Представить на согласование предельные годовые объемы потребления (лимиты) топлива на 2025– 2026 годы для обеспечения теплоснабжением населения и объектов социальной сферы.

2. Обеспечить нормативный запас топлива до 01.10.2025г.

3. Организовать и провести опробование систем теплоснабжения.

4. По результатам опробования котельных и систем теплоснабжения срок до 01.10.2025 года, а жилых домов и объектов социальной сферы срок не позднее 15.09.2025года, оформить акты проверок и паспорта готовности к отопительному сезону предприятий жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса, жилых домов и объектов социальной сферы в соответствии с Положением об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденным Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации 25.08.2004, и представить в межведомственную комиссию администрации Ретюнского сельского поселения.

1.4. Руководителям энергоснабжающих организаций:

1. Проводить пробное включение резервных источников электроснабжения на социально значимых объектах до 15.09.2025 г.

1.5. Ведущему специалисту администрации Ретюнского сельского поселения:

1.5.1. Разработать и утвердить комплексный план по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2025– 2026 годов и представить в администрацию Лужского муниципального района.

1.6. Уполномоченному по вопросам ГО и ЧС:

1.6.1 Уточнить порядок по ликвидации аварийных ситуаций в системах электро- и теплоснабжения с учетом тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей, жилищных, ремонтно-строительных, транспортных организаций и других служб до 15.08.2025г.

1.6.2. Обеспечить формирование аварийного запаса оборудования, материалов, укомплектованность техникой для оперативного выполнения аварийно-восстановительных работ.

1.6.3 Разработать схемы оповещения и взаимодействия служб при ликвидации аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения населения и содействовать заключению организациями жилищно-коммунального хозяйства соглашений с ведомствами, имеющими возможность оказания помощи специальной техникой и аттестованным персоналом до 01.06.2025г.

1.6.4 Утвердить расчеты допустимого времени устранения аварийных нарушений в работе систем водоснабжения, систем отопления жилых домов до 01.06.2025г.

1.6.5. В 3-м квартале 2025г. совместно с сектором ЖКХиТ проверить укомплектованность предприятий жилищно-коммунального хозяйства техникой и нормативным запасом материалов, готовность аварийных бригад для выполнения аварийно-восстановительных работ. Организовать проведение учений и тренировок аварийно-диспетчерских служб и руководящего состава предприятий ЖКХ по ликвидации аварий на объектах жилищно-коммунального комплекса, обратить особое внимание на меры по пожарной безопасности на объектах и представить планы проведения тренировок.

2. Утвердить состав межведомственной комиссии Ретюнского сельского поселения по контролю за ходом подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов теплоэнергетики, социальной сферы и инженерной инфраструктуры к устойчивому функционированию в осенне-зимний период 2025– 2026гг. в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06 сентября 2000 года №203, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №170, а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491.

3. Межведомственной комиссии Ретюнского сельского поселения организовать на территории поселения контроль за ходом выполнения работ на объектах жилищного фонда, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения независимо от ведомственной подчиненности, подготовкой резервных источников питания электроэнергии и созданием нормативных запасов топлива.

4. Ежемесячно заслушивать соответствующие предприятия и организации о ходе подготовки к работе в осенне-зимний период 2025– 2026г. до 26 числа каждого месяца.

5. Назначить ответственным за подготовку сводного статистического отчета по форме № 1-ЖКХ (зима) по Ретюнскому сельскому поселению.

6. Руководителям предприятий обеспечить:

6.1. Достоверность и своевременность предоставления статистического отчета по форме № 1-ЖКХ (зима) «Сведения о подготовке жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимний период», а также отчеты о выполнении комплексных мероприятий в период с 1 июня по 1 ноября не позднее 26 числа каждого месяца.

6.2. Информацию о технологических нарушениях, отказах и авариях на объектах ЖКХ и социальной сферы представлять ежедневно в течение года.

7. Обеспечить своевременную оплату коммунальных и топливно-энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы Ретюнского сельского поселения.

8. На официальном сайте Ретюнского сельского поселения освещать ход подготовки объектов к осенне-зимнему периоду 2025– 2026 годов.

Состав межведомственной комиссии по контролю за ходом подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2025– 2026 гг утверждается и согласовывается Администрацией Ретюнского сельского поселения.

Требования по оценке готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии указанных в  «Правилах оценки готовности к отопительному периоду», утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103.

Согласно п. 2 Правил оценки, проверка к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется Ростехнадзором, проверка теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Сроки выдачи паспортов готовности к отопительному периоду составляют:

не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии,

не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций,

не позднее 15 ноября — для муниципальных образований.

До 1 мая текущего года необходимо разработать Приказ о подготовке предприятия к отопительному периоду и План мероприятий по подготовке к отопительному периоду (провести ремонтно-технические мероприятия, подготовить и провести проверку знаний персонала, определиться с тем, кто будет ответственный за тепловое хозяйство, создать запас оборудования и материалов, провести гидравлические испытания систем теплоснабжения и теплопотребления и т.д.) по подготовке к предстоящему отопительному периоду с учетом предписаний Ростехнадзора, опыта прошедшего года.

В соответствии с «Правилами оценки готовности к отопительному периоду», утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 , сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября — для муниципальных образований.

В случае устранения, указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в установленные сроки, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

Муниципальное образование, не получившее по объектам проверки паспорт готовности до 15 ноября, обязано продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Существуют нормативно-правовые акты, которыми Ростехнадзор руководствуется в принятии решения о выдаче паспорта готовности. Все нормативно-правовые акты размещены на сайте Ростехнадзора. Муниципальное образование получает паспорт готовности, если выполнены требования по готовности теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии и требования по готовности для муниципальных образований в соответствии «Правилами оценки готовности к отопительному периоду», утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103.

Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Муниципальное образование получает паспорт готовности, если выполнены требования по готовности теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии и требования по готовности для муниципальных образований в соответствии Правилами оценки готовности к отопительному сезону. Ростехнадзор рассматривает документы по готовности потребителей и теплоснабжающих организаций, которые формирует муниципальное образование.

Таким образом, оценка основывается на данных комиссии муниципального образования.

Для оценки готовности к отопительному периоду муниципальным образованиям необходимо представить следующие документы:

план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций.

документы, подтверждающие наличие системы мониторинга состояния теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения,

акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта всех теплоснабжающих организаций к работе в отопительный период, и паспорта готовности всех теплосетевых организаций

Необходимо представить акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта готовности потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период, распорядительный документ о назначении в установленном порядке комиссии по проверке готовности теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период, программы проведения проверки готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, утвержденные руководителем (заместителем руководителя) администрации муниципального образования.

Необходимо представить подтверждающие документы о соответствии фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам, перечень теплоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования, перечень потребителей тепловой энергии, в отношении которых проводится проверка готовности к отопительному периоду.

Необходимо предоставить порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло -, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления, соглашение об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом «О теплоснабжении» (часть 5 и часть 6 статьи 18), документы о наличии бесхозяйных тепловых сетей, источников тепловой энергии, предпринятые органами местного самоуправления поселений или городских округов для определения эксплуатирующей теплосетевой организации.

При проведении мероприятий по контролю за подготовкой муниципальных образований к предстоящему отопительному периоду, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору руководствуется требованиями «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденными приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее-Правила оценки готовности) и Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 21.03.2003 № 115 (далее-ПТЭТЭУ).

В соответствии с п. 2 Правил оценки готовности, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее-уполномоченные органы).

Согласно п. 13 гл. III Правил оценки готовности, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду, уполномоченным органом в отношении данных организаций должны быть проверены, наряду с иными, следующие документы:

организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;

соблюдение водно-химического режима.

Согласно п. 12.4 ПТЭТЭУ, эксплуатация котлов без докотловой или внутрикотловой обработки воды не допускается.

Отсутствие водоподготовительных установок на котельных напрямую влияет на безопасную эксплуатацию котлов и котельного оборудования и как следствие-выход из строя котлов (течь котлов) из-за наличия накипи на внутренних поверхностях труб котлов.

Управление Ростехнадзора направит информационное письмо по данному вопросу в Центральный аппарат Ростехнадзора.

Согласно пункту 12 Приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 “Об утверждении «Правил оценки готовности к отопительному периоду» теплоснабжающая организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний по готовности, если замечания устранены до даты, установленной пунктом 10 Правил, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, необходимо уведомить комиссию об устранении замечаний для проведения повторной проверки.

После проведения повторной проверки, при положительном заключении комиссии, оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду и выдается паспорт готовности.

В случае, если замечания по готовности устранены после даты, установленной пунктом 10 Правил, организация уведомляет комиссию об устранении замечаний. Комиссией проводится повторная проверка, при положительном заключении комиссии, оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

В соответствии с пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления.

Таким образом, в случае невыполнения в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, паспорт готовности не выдается.

Электроснабжение котельных согласно СП «Котельные установки» должно осуществляться в зависимости от категории котельной по надежности отпуска тепловой энергии потребителю.

Котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категории согласно СП «Котельные установки».

к первой категории относятся: — котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой и второй категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла;

ко второй категории — остальные котельные.

Исходя из вышесказанного котельные, относящиеся к первой категории по надежности отпуска тепловой энергии должны иметь первую категорию надежности по электроснабжению; а котельные, относящиеся ко второй категории по надежности отпуска тепловой энергии должны иметь вторую категорию надежности по электроснабжению.

Требования по организации электроснабжения в соответствии с первой и второй категориями надежности установлены «Правилами устройства электроустановок».

В соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» методики и программы проведения испытаний, инструментальных измерений, проводимых на тепловых энергоустановках, должны быть согласованы специализированными организациями в органах государственного энергетического надзора.

При подготовке к работе в ОЗП потребителей тепловой энергии уполномоченным органом проверяется состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии. При этом, в соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», у потребителя тепловой энергии должны быть:

Акты промывки тепловых сетей потребителя, акты испытания тепловых сетей потребителя на прочность и плотность;

Акты приемки оборудования из ремонта с оценками качества отремонтированного оборудования и качества выполнения ремонтных работ.

В соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», работы, выполняемые при капитальном ремонте тепловых энергоустановок, принимаются по акту. К акту приемки прилагается вся техническая документация по выполненному ремонту, а именно: эскизы, акты промежуточных приемок по отдельным узлам и протоколы промежуточных испытаний, исполнительная документация, акты промывок и испытаний ТЭУ и т.д.

На оборудование, работающее под давлением (паровые котлы, водогрейные котлы и тепловые сети с температурой горячей воды свыше 115 0С), исполнительная документация по ремонту должна соответствовать требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».

В соответствии с п.5. Правил оценки готовности к отопительному периоду (утв. приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. N 103). В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии включаются представители единой теплоснабжающей организации, а также могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений (для оценки жилого фонда), представители иных теплоснабжающих и теплосетевых организаций в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, а также иных организаций, к тепловым сетям которых непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.

В соответствии с п. 5 Правил оценки готовности к отопительному периоду (утв. приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. N 103). В целях проведения проверки в отношении многоквартирного дома, в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, в состав комиссии могут включаться по согласованию представители газораспределительной организации, осуществляющей аварийно-диспетчерское обеспечение указанного многоквартирного дома.

Правила оценки готовности к отопительному периоду
(утв. приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103)

Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4159; 2011, № 23, ст. 3263; № 30 (ч. 1), ст. 4590; 2012, № 50, ст. 7359; № 26, ст. 3446; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2012, № 0001201212310042) (далее — Закон о теплоснабжении) и определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее — проверка).

2. Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее — уполномоченные органы).

3. К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее — потребители тепловой энергии).

4. В отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям настоящих Правил:

лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду;

лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.

Порядок проведения проверки

5. Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее — комиссия).

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее — программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются:

объекты, подлежащие проверке;

сроки проведения проверки;

документы, проверяемые в ходе проведения проверки.

В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию.

В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и жилищной инспекции.

В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.

В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

6. При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III-V настоящих Правил (далее — требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.

В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости — проводят осмотр объектов проверки.

7. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее — акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:

объект проверки готов к отопительному периоду;

объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;

объект проверки не готов к отопительному периоду.

8. При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее — Перечень) с указанием сроков их устранения.

9. Паспорт готовности к отопительному периоду (далее — паспорт) составляется по рекомендуемому образцу и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.

10. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября — для муниципальных образований.

11. В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

12. Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций

13. В целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:

1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;

2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;

3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;

4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;

5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:

укомплектованность указанных служб персоналом;

обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;

6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей;

7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии;

8) обеспечение качества теплоносителей;

9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;

10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии с Законом о теплоснабжении;

11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно:

готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготавления и топливоподачи;

соблюдение водно-химического режима;

отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;

наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;

наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;

наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;

проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;

выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;

выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;

наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива;

12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;

13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления;

14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.

14. В отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется только наличие документа о готовности к отопительному сезону, полученного в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

15. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требований, указанных в подпунктах 179 и 10 пункта 13 настоящих Правил.

Требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии

16. В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;

3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;

4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;

5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;

6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;

7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;

8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;

9) работоспособность защиты систем теплопотребления;

10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;

11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;

12) плотность оборудования тепловых пунктов;

13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;

14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;

15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;

16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;

17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к настоящими Правилами.

17. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении потребителей тепловой энергии составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относятся несоблюдение требований, указанных в подпунктах 81314 и 17 пункта 16 настоящих Правил.

Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований

18. В целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;

2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;

3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;

4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

19. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящих Правил.

Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115)

Подготовка к отопительному периоду

При подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются:

устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность;

шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб;

промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления;

испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами;

разработка эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению.

При подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы.

Графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года.

Для обеспечения надежной и безопасной работы систем теплоснабжения, своевременного устранения аварий и недопущения их развития в организациях проводятся тренировки по взаимодействию персонала при ликвидации аварийных ситуаций, разрабатываются организационно-технические мероприятия (инструкции).

До начала отопительного периода теплоснабжающие организации разрабатывают и утверждают в органах местного самоуправления графики ограничений отпуска тепловой энергии и теплоносителя в случае принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе теплоснабжения.

Для проверки готовности к отопительному периоду при приемке тепловых пунктов проверяется и оформляется актами:

выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;

состояние теплопроводов тепловой сети, принадлежащих потребителю тепловой энергии;

состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери и т.п.) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;

состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;

наличие и состояние контрольно-измерительных приборов и автоматических регуляторов;

работоспособность защиты систем теплопотребления;

наличие паспортов тепловых энергоустановок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;

отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;

плотность оборудования тепловых пунктов;

наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов.

Для проверки готовности систем отопления и системы теплоснабжения в целом к работе в отопительном периоде перед его началом проводятся пробные топки. Пробные топки проводятся после окончания работ по подготовке системы теплоснабжения к осенне-зимнему периоду. Начало и продолжительность пробных топок определяются графиком теплоснабжающей организации, который следует согласовывать с органом местного самоуправления и доводить до сведения потребителей не позднее чем за трое суток до начала пробной топки.

Отопительный период начинается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8°С и ниже, и заканчивается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8°С и выше. Включение и отключение систем теплопотребления осуществляются по графику, согласованному с энергоснабжающей организацией.

По окончании отопительного сезона или при останове водогрейные котлы и вспомогательное оборудование котельной консервируются. Способы консервации выбираются специализированной наладочной организацией исходя из местных условий на основе рекомендаций действующих методических указаний по консервации теплоэнергетического оборудования и вносятся в инструкцию по консервации, утверждаемую техническим руководителем организации. При пуске водогрейных котлов в эксплуатацию, а также перед началом отопительного сезона тепловые сети и внутренние системы теплопотребления предварительно промываются.

Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Таблица 1 — Организационные и технические мероприятия по подготовке к отопительному сезону

Перечень мероприятий

срок выполнения

1

Закрытие системы отопления

Май 2025

2

Подготовка системы отопления к отопительному периоду 2025-2026 гг.

Июнь-Август

2025

3

Опрессовка системы отопления

Июнь 2025

4 ‘

Запуск системы отопления:

— равномерный прогрев всех отопительных приборов;

залив верхних точек системы отопления;

проверка давления в системе отопления (давление не должно превышать допустимую норму для отопительных приборов);

проверка коэффициента на элеваторном узле (не менее расчетного);

проверка температуры нагрева отопительных приборов (максимальная температура должна соответствовать назначению отапливаемого помещения, не ниже 180;

осмотр разводящего трубопровода в чердачном помещении;

осмотр запорной арматуры;

удаление воздуха из системы отопления.

Сентябрь 2025

5

Ведение контроля параметров теплоносителя

ежедневно

6

Осмотр отопительной системы: радиаторов, трубопровода, теплопотребляющей энергоустановки

ежедневно

Таблица 2 — Организационные и технические мероприятия по подготовке к отопительному сезону

.№

Перечень мероприятий

Срок выполнения

1

Проведение проверки дроссельных устройств в тепловом пункте в присутствии представителя

2

Проведение гидравлических испытаний водоподогревателя в

3

присутствии представителя

4

Проведение промывки водоподогревателя в присутствии представителя

5

Проведение гидравлических испытаний внутренней системы теплоснабжения в присутствии представителя

июнь2025г.

6

Проведение промывки внутренней системы теплоснабжения в присутствии представителя

июнь 2025г.

7

Проведение гидравлических испытаний трубопроводов горячего — водоснабжения в присутствии представителя

8

Проведение работ по заполнению системы теплоснабжения химической водой

Июнь 2025г.

9

Проведение обследования системы теплоснабжения потребителя тепловой энергии

Июнь 2025г

10

Проведение поверки приборов учета ТЭ

11

Проверка целостности теплоизоляции теплового ввода, водоподогревательной установки, труб

Август 2025г.

12

Выполнить ревизию запорной арматуры в тепловом пункте, стояках системы отопления и на внутренних сетях. При необходимости произвести ремонт или замену.

Июнь 2025г.

13

Проверка наличия заключенного договора на аварийно-диспетчерское обслуживание

Июнь 2025г.

14

Проверка наличия согласованного и утвержденного температурного графика для системы отопления

Июнь 2025г.

15

Проверка наличия согласования и утвержденного паспорта теплового пункта с

Июнь 2025г.

16

Проверка наличия согласований и утвержденной инструкции по эксплуатации индивидуального теплового пункта и системы отопления

Июнь 2025г.

17

Проверка наличия согласований и утвержденной схемы теплового узла

Июнь 2025г.

18

Проверка наличия заключенного договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования

19

Проверка вентиляционных каналов

20

Подготовка паспорта готовности к работе в осенне-зимний период 2025-2026г.г.

Август 2025г.

Таблица 2 — Перечень документов, оформляемых в ходе подготовки к отопительному сезону

п/п

Перечень документов

срок выполнения

1

Приказ о назначении ответственного лица за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок

до 15.08.2025 г

2

Удостоверение о проверке знаний ответственного лица, за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.

до 15.08.2025 г

3

Должностная инструкция ответственного лица за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок

до 15.08.2025 г

4

Акт РСО о проведенной проверке плотности оборудования тепловых пунктов.

до 15.08.2025 г

5

Паспорт системы центрального отопления

до 15.08.2025 г

6

Принципиальные схемы элеваторных узлов

до 15.08.2025 г

8

Справка о запасе материально-технических ресурсов для осуществления надлежащей эксплуатации тепловых

до 15.08.2025 г

энергоустановок.

10

Опрессовка элеваторного узла и системы отопления

—  Начало оказания услуг в 2025 году: с 14.04.2025 г., окончание оказания услуг в 2025 году: по 11.08.2025 г.

—  Начало оказания услуг в 2026 году: с 14.04.2026 г., окончание оказания услуг в 2026 году: по 10.08.2026 г.

12

Акт приемки проведения проверки на плотность и прочность внутренней системы отопления давлением 6,0 кгс/см2

до 15.08.2025 г

13

Акт приемки проведения испытаний теплового пункта на плотность и прочность давлением 10 кгс/см2

до 15.08.2025 г

14

Акт проверки на нарушения в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок

до 15.08.2025 г

15

Акт проверки эксплуатационных режимов и мероприятий по их внедрению

до 15.08.2025 г

16

Акт проверки плана ремонтных работ и качества выполнения ремонтных работ

до 15.08.2025 г

17

Акт проверки состояния здания учреждения (утепление чердаков, лестничных клеток, подвалов, дверей, окон и пр.), центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов

до 15.08.2025 г

18

Акт проверки состояния трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции, в пределах теплового пункта

до 15.08.2025 г

19

Акт проверки наличия и работоспособности приборов учета, работоспособности автоматических регуляторов при их наличии

до 15.08.2025 г

20

Акт проверки наличия паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности

до 15.08.2025 г

21

Акт проверки на наличие (отсутствие) прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией

до 15.08.2025 г

22

Акт проверки плотности оборудования тепловых пунктов

до 15.08.2025 г

23

Акт проверки наличия пломб на расчётных шайбах и соплах элеваторов

до 15.08.2025 г

24

Акт проверки отсутствия задолженности за поставленные тепловую энергию и теплоноситель

до 15.08.2025 г ‘

25

Акт проверки наличия собственных и (или) привлечённых ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации тепло потребляющих установок

до 15.08.2025 г

26

Акт проведения испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность

до 15.08.2025 г

27

Акт определения категории надёжности теплоснабжения потребителя тепловой энергии с учётом климатических условий в соответствии с критериями приведенными в приложении.

до 15.08.2025 г

Правилами оценки готовности к отопительному периоду