Анализ деятельности в сфере
муниципального нормотворчества
В целях повышения качества принимаемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, расширения сложившихся форм сотрудничества в сфере нормотворчества Лужской городской прокуратурой проведен анализ состояния законности в деятельности органов местного самоуправления в сфере муниципального нормотворчества, а также участия прокуратуры в правотворческой деятельности органов местного самоуправления в истекшем периоде 2020 года.
От состояния законности в сфере муниципального нормотворчества во многом зависит успешная реализация муниципалитетами возложенных полномочий, в связи с чем организации данной работы, законности принимаемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов прокуратурой уделяется особое внимание.
Вместе с тем, в данной сфере органами местного самоуправления допускаются нарушения, свидетельствующие о недостатках в организации данной деятельности.
Так, в течение анализируемого периода времени в Лужскую городскую прокуратуру для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз поступило более 500 проектов муниципальных нормативных правовых актов, при изучении которых выявлено около 90 проектов, содержащих положения, несоответствующие требованиям федерального законодательства, в том числе 36 проектов содержали коррупциогенные факторы.
По сферам правоотношений наиболее часто нарушения допущены при подготовке проектов нормативных правовых актов в сфере регламентации предоставления муниципальных услуг, реализации муниципальных программ, проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.
Выявлялись факты разработки муниципальных программ за пределами предоставленных исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления полномочий.
Так, в прокуратуру органами местного самоуправления в прокуратуру были представлены проекты муниципальных программ, направленных на охрану животного мира, осуществление контроля на данном направлении деятельности.
Вместе с тем, в силу действующего законодательства органы местного самоуправления названными полномочиями не наделены.
В результате прокурорского вмешательства, противоречащие требованиям федерального законодательства проекты названных выше муниципальных программ органами местного самоуправления не приняты.
Вместе с тем, при принятии органами местного самоуправления нормативных правовых актов, не входящим в их компетенцию или с нарушениями федерального законодательства, в то же время названные органы не реализуют предоставленные им законом полномочия по нормативному урегулированию сфер отношений, отнесенных к их предметам ведения. В результате остаются не урегулированными правовыми нормами целые сегменты социальной сферы.
Так, прокуратурой в истекшем периоде 2020 года выявлены более 220 пробелов в муниципальном нормотворчестве, в связи с чем, в органы местного самоуправления направлено 190 модельных нормативных правовых актов, 36 проектов нормативных правовых актов.
По результатам рассмотрения актов прокуратуры органами местного самоуправления поселений в целях устранения пробелов в муниципальном нормотворчестве и приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства нормативных правовых актов принято более 220 муниципальных нормативных правовых актов в различных сферах правоотношений.
Лужской городской прокуратурой на стадии подготовки органами местного самоуправления проектов муниципальных нормативных правовых актов вскрыта проблема, касающаяся практически всех представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления сельских (городских) поселений Лужского муниципального района, заключающаяся в ненадлежащем проведении, а также не проведении в отношении проектов нормативных правовых актов антикоррупционной экспертизы, а также в не обеспечении проведения в отношении них и независимой антикоррупционной экспертизы путем размещения названных проектов на официальных сайтах в сети Интернет.
В течение 2020 года работниками городской прокуратуры неоднократно давались должностным лицам администраций разъяснения установленной федеральным законодательством процедуры принятия муниципальных нормативных правовых актов, а также разъяснялся порядок вступления их в законную силу.
Кроме того, на вышеуказанные нарушения закона неоднократно указывалось в принимаемых прокуратурой мерах прокурорского реагирования.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые прокуратурой меры, полностью искоренить названную проблему не удалось, в связи с чем работа должностных лиц органов местного самоуправления на данном направлении деятельности будет прокуратурой продолжена и на следующий год.
На территории Российской Федерации признается и гарантируется самостоятельность местного самоуправления, в том числе и в нормативном регулировании вопросов местного значения, при этом действующее законодательство требует неукоснительного соблюдения принципа единства правового пространства. Этот принцип применяется и к муниципальным правовым актам.
Безусловно, существует необходимость работы на постоянной основе над улучшением качества подготовки нормативных правовых актов участниками нормотворческого процесса путем повышения их юридической квалификации и совершенствования нормотворческих технологий.
Среди проблем укрепления законности и правопорядка следует выделить, также проблему преодоления незаконного нормотворчества. Советы депутатов и администрации сельских и городских поселений района нередко игнорируют положения бюджетного, земельного, жилищного законодательства и иного законодательства, которые затрагивают права и интересы граждан, в связи с чем в течение истекшего периода времени прокуратурой пристальное внимание уделено законности принятых нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Так, за истекший период 2020 года прокуратурой выявлено и опротестовано более 200 нормативных правовых актов, касающихся различных сфер правоотношений.
Анализ внесенных актов прокурорского реагирования показывает, что большая часть вносится в связи с непринятием органами местного самоуправления мер по приведению муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве.
Так, в ходе проверки законности нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции выявлено 12 нормативных правовых исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, не приведенных в соответствие с действующим законодательством, с учетом внесенных в него изменений, в связи с чем прокуратурой принесено 12 протестов, по результатам их рассмотрения нарушения устранены путем внесения изменений и дополнений в противоречащие закону нормативные правовые акты.
Как свидетельствуют материалы проверок, основными причинами не своевременного приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с действующим федеральным законодательством, продолжают оставаться несвоевременный мониторинг федерального и регионального законодательства, отсутствие финансовой возможности внедрения в работу специальных правовых программ.
В связи с этим, работа органов местного самоуправления по организации и осуществлению мониторинга действующего федерального законодательства, а также по правовому просвещению муниципальных служащих, повышения их профессиональной квалификации в сфере нормотворчества в настоящее время корректируется.
Постоянное обновление федерального и регионального законодательства диктуют необходимость повышения качества правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, укрепления взаимодействия органов прокуратуры и законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, непосредственного участия прокуратуры в нормотворческом процессе.
Подготовлено Лужской городской прокуратурой 14.12.2020